Автор сценария: Геннадий Шпаликов
Год: 1972-1974

Соловьев Сергей, режиссер, окончил режиссерский факультет ВГИКа (1968, мастерская Михаила Ромма):

«Геннадий Фёдорович был гений заявки! Потому что когда было совсем хреново с деньгами, он писал какую-нибудь заявку. Для этого ему нужно было слегка собраться со своим творчеством и сценарий заявку писал часа за три. За заявку, я до сих пор помню, платили полторы тысячи рублей. Это были огромные деньги. И если их перемножить на количество студий, которые были в Советском Союзе, и плюс к этому взять шпаликовский коэффициент - не было студии, на которой не знали бы кто такой Шпаликов. Если пошукать, можно найти целое собрание роскошных, совершенно дивных заявок. Он гениально писал заявки, потому что дело совершенно безответственное, быстрое, а что касается фантазии и драматургического и литературного гения, этого ему было не занимать.

Одной из самих дорогих вещей в жизни для Гены была выпивка. И он понимал все положительные стороны этого увлечения и все жуткие, отрицательные последствия. Но, тем не менее, поэзия и трагизм постоянных выпивок - они на него влияли очень всерьез. Как человек, как поэт, он отлично это понимал. «Прыг-скок» это феноменальное, по-моему, выражение этого своего ужасно искреннего отношения. Все, во-первых, страшно удивлялись, что он написал сценарий до конца на эту тему. Он только писал когда-то три странички, «Пить нехорошо, пьянству бой. Геннадий Шпаликов», получил полторы тысячи и на этом всё закончилось. А тут он написал сценарий, и тогда уже бурили студии, потому что во-первых, они понимали, что это невозможно пробить, потому что, ну что это за сценарий в тематическом плане - про прелести и ужасы пьянства? А во-вторых, и режиссеров нужно найти сумасшедших отморозков, которые скажут, «Да, Ген, я так понимаю про пьянство! Мы с тобой вместе купим ящик водки и будем снимать эту картину!», тоже таких не было. Поэтому судьбы у этих сценариев драматические, трагические. Сами по себе сочинения превосходные, потому что они написаны с таким знанием дела, с таким знанием…

Он долго писал, он вообще писал это не как производственный сценарий, он писал как бы для себя. Я видел эти странички, которые были написаны – то, что называется для себя. «Ты внимательней их читай, это цепь жизненных наблюдений, это не отвлеченная драматургия «для дяди»… Это цепь жизненных на-на-блюдений» – он еще заикался, когда волновался.

Я не знаю когда и при каких обстоятельствах он начал эту историю с тем, чтобы ее превратить в какой-то рабочий сценарий, но я знаю, что этот сценарий потом оказался этажом ниже, в объединении у Райзмана. И там велись какие-то переговоры, но мне они с самого начала казались глубоко нереальными. Во-первых, к Гене в общем все относились очень хорошо, но я думаю, что там двигали эту историю, как реалистичную не Райзман, а редакторши, которые Гену обожали. И бумагой писчей снабжали, и пирожками снабжали, и пивом снабжали…Это была Элла Корсунская, замечательный редактор, подружка закадычная Генина. И Рита Сенгерович, у нее огромная часть архивов была после его смерти. Вот они пытались запустить его по воле волн».

Корсунская Элла, редактор:

«Должность моя называлась редактор-организатор. Я заполняла бланки договоров, принимала и регистрировала сценарии. Понемногу осваиваясь, я знакомилась с драматургами, и они приносили мне свои вещи "почитать".

Однажды забрел в нашу комнату Гена Шпаликов. Можно сказать, что это был его последний период, которому не суждено было смениться другим, более легким, и который кончился смертью, добровольным отказом жить. Шел, наверное, 1969 или 1970 год, он был уже бездомен, но, исчезнув на несколько дней, появлялся и говорил: "Знаешь, я это время жил у Лидии Корнеевны. Там столько книг. Я прочел Солженицына. Это уму непостижимо". Он любил открывать мой быстро заполнявшийся шкаф и рассматривать книги и пролистывать их. Он любил книги. Здесь же лежали некоторые подаренные мне сборники с автографами, бездарные и убогие, которые я не брала домой, но выбросить их рука не поднималась, все-таки книга... Гена иногда вынимал что-нибудь из этой пачки, раскрывал и читал вслух фразу или две, и мы хохотали, а потом он тихо клал книгу на место и закрывал дверцы шкафа. Жизнь, где же твоя правда и милосердие? Вот книга, в твердой обложке, которую и книгой-то стыдно назвать, однако автор дарит ее, размашисто подписывая малознакомому человеку: "С любовью и надеждой...", - и Генина Литература, разбросанная по чужим столам, шкафам и кабинетам на маленьких листах, салфетках, телеграфных бланках, беззащитная, почти бездыханная... Зачем же тогда талант, зачем этот дар, легкий, светящийся, свободный?»

(«Искусство кино»)

Гребнев Анатолий, сценарист, драматург:

«Можно порассуждать о том, как менялось, как тяжелело время, недолго тешил нас обман, и не это ли в конечном счете причина гибели таких талантов, как Шпаликов, не выдержавших другого, так сказать, напряжения в сети. Но нет. Запил он по причинам, увы, более заурядным — не потому, что не состоялся или разочаровался, а потому что это болезнь, и она его не обошла. Из богемной компании, к которой еще со вгиковских времен принадлежал Гена, может быть, один только он не выдержал, другие благополучно реализовались, вовремя, что называется, взявшись за ум. Так было, наверное, во все времена. Только не надо умиляться.

Не стал бы, как водится в таких случаях, винить кого-то в равнодушии. Уж Гену-то и любили, и баловали, и заботились о нем все сообща, когда стало совсем худо. На моих глазах его родительски опекала чета Урусевских — Сергей Павлович и Белла Мироновна, с которыми он делал фильм о Есенине; до этого Лариса Шепитько, они делали вместе сценарий «Ты и я»; потом супруги Швейцеры, пригласившие Гену делать с ними картину о Маяковском. Добрый, прелестный Гена сумел внушить к себе уважение именно в том качестве, в каком он пребывал — с внезапными исчезновениями и появлениями, фантастическим враньем, одалживанием денег и всем прочим — никому другому этого не простили бы, а с ним носились. Гена пропадал и появлялся, просил взаймы, снова исчезал, и не было тут ни скрытого протеста, ни каких-то еще внушительных социальных причин. Не было, что поделаешь. Это правда...

К последнему сценарию Гены я в какой-то мере причастен. В болшевском доме, когда Гена в очередной раз плакался на безденежье, я усадил его писать заявку, а сам отправился на студию Горького к друзьям редакторам с просьбой немедленно заключить договор, который, вы совершенно правы, скорее всего исполнен не будет, а пропадет, не будем строить иллюзий, но мало ли у вас, черт возьми, пропадает авансов, и с кем вы только не подписываете договора, а тут святое дело, и оно вам зачтется!

Тем временем в Болшеве наши общие друзья неотступно опекали строптивого Гену: Марк Розовский сторожил его возле комнаты, сценаристка Инна Филимонова отбирала у Гены написанные странички и за ночь таким образом отпечатала заявку.

Аванс Гене заплатили. И, что интересно, он не «пропал». К удивлению добрых наших редакторов Гена не заначил деньги, а взял да и написал сценарий. Другое дело, что он не мог быть поставлен. И как раз потому что обладал достоинством, которое если и могло быть оценено, то только со знаком минус, а именно - пронзительной искренностью автора.

Это сценарий «Прыг-скок, обвалился потолок». Он напечатан в посмертном однотомнике Геннадия Шпаликова. К сожалению, так и не нашлось режиссера — даже и в новые уже времена, - который взялся бы за его постановку. Единственная попытка, о которой я знаю, заглохла почему-то в самом начале.

Но, может быть, как и другие хорошие сценарии, вещь прежде всего — для чтения. По крайней мере, чтение само по себе впечатляет. Девочка-подросток, неблагополучная семья, пьющий отец, все до боли знакомое. Сначала этот пьющий Юра пахал на какого-то хитрого господина у него в гараже, чинил машину; тот с ним не расплатился, Юра, добрая душа, простил ему долг, потом с ним же и выпили, Юра буянил. Скандал. Жена, мать девочки, - в милицию, куда же еще. Мужика сажают. Суд, тюрьма. Жена опомнилась, да уж поздно. Теперь с дочкой возят ему передачи.

Вещь эта трогает даже не тем, что в ней прописано, не самой интригой. Героев жалко. Но тут речь о большем. Тут за типичной бытовой ситуацией нечто, не побоюсь сказать, надбытийное, метафизическое. Тут сказано больше, чем рассказано. Тут - обо всем и обо всех.

В сцене суда, что мне остро запомнилось, и сам подсудимый и его отец, приехавший из другого города, ведут себя с какой-то поразительной, беззащитной, даже равнодушной покорностью судьбе. Это не придумаешь. Это надо так знать и чувствовать свой народ. Что говорит простой человек, отец, узнав от снохи, что посадили сына? «Ну, тюрьма, - согласился Алексей Петрович. - Чего хорошего? Обрили?»

А после приговора - сыну: «Юрка, ты держись! Ни об какой малости не проси! Понял? И ты молчи! — приказал он Ксене. - Тоже, цирк устроили. Пошли!»

Ни малейшей попытки подсуетиться, найти какие-то ходы, воспользоваться наконец своими законными правами. Какие там права? «Юрка, ты держись!»

Через три года Гена наложил на себя руки в комнатке на втором этаже коттеджа в Переделкине. Григорий Горин, единственный врач, оказавшийся поблизости, вытаскивал его из петли.

На письменном столе оставался листок со стихами:

Все прощания в одиночку.

Напоследок не верещать.

Завешаю вам только дочку,

Больше нечего завещать...»

(Анатолий Гребнев «Записки последнего сценариста», 2000)

«Новейшая энциклопедия отечественного кино. 1986-2000. Спб.: Сеанс, 2004» о Шпаликове:
http://russiancinema.ru/names/name1161/


Источник: http://www.planetslife.ru/movies.html


Закрыть ... [X]

Из жизни планет. Музыкальное посвящение Список проходящих конкурса

Школа юного пешехода сценарий Como cuidar de pata de elefante Como Cuidar
Школа юного пешехода сценарий M Конкурс на демо счетах
Школа юного пешехода сценарий Nord FX проводит конкурсы на демо-счетах - Биржевой лидер
Школа юного пешехода сценарий Грамоты Папе, маме
Школа юного пешехода сценарий День военного автомобилиста Вооруженных сил России - 29 мая
Школа юного пешехода сценарий Детские лагеря в России, детский отдых из Казани
Школа юного пешехода сценарий Добрые и мудрые притчи про любовь
Школа юного пешехода сценарий Интернет-магазин оригинальных подарков
Школа юного пешехода сценарий Исчисление НДФЛ с подарков
Итоги конкурса Лучшая многодетная семья года Губерния Какой подарок обрадует солдата? Клуб ветеранов плавания - Пермь Новые работы на тему 23 февраля Страна Мастеров Открытый урок Подарок коллеге с уходом на пенсию - Миллион Подарков Поздравление с днем рождения женщине 40 лет прикольные